Хорошая репутация и сильный бренд работодателя позволят вашей компании легко находить и привлекать на работу квалифицированных сотрудников. Сегодня свыше 60% соискателей просматривают отзывы бывших работников перед собеседованием. Но любой негатив в интернете может повлиять на решение человека. Особенно, если у него есть несколько равнозначных предложений. Работодателям стоит бороться с плохими отзывами, но важно подходить к этому с умом.
Число обращений от желающих удалить отзывы сотрудников с Antijob ru, Orabote и других сайтов, растет ежегодно. Мы в агентстве EpicCenter ожидаем, что такая тенденция сохранится и в будущем, ведь на рынке труда в России сегодня спрос на хороших специалистов существенно выше предложения, поэтому компании стремятся в глазах потенциальных сотрудников выглядеть более привлекательно.
Негативные отзывы сотрудников и низкие рейтинги этому точно никак не способствуют. Они теперь появляются даже на сайтах с вакансиями, что напрямую влияет на число и качество полученных резюме. В результате работодатель с плохой репутацией вынужден или переплачивать, или мириться с не самым высоким уровнем компетенций тех людей, которые приходят к нему на работу.
Репутация работодателя входит в топ-5 факторов, на которые жители больших городов обращают внимание прежде всего. В некоторых ситуациях негативные отзывы могут быть настолько токсичны, что для HR закрытие вакансии превращается в сущий ад. Например, так сильно влияют отзывы о текучке кадров, невыплате зарплат, плохих условиях труда, мошеннических действиях. Трезвый анализ ситуации - всегда первый шаг к решению.
Способы защиты репутации компании
Агентство EpicCenter использует только законные и этичные способы удаления отзывов, не прибегая к взломам аккаунтов, шантажу и угрозам. Такой подход обеспечивает полную безопасность для клиентов компании, а конфиденциальность информации гарантирована специальным соглашением, которое подписывается одновременно с договором. По результатам анализа нового отзыва специалисты выбирают один из работающих способов его удаления:
Прямое общение с автором публикации позволяет выявить его мотивы и выбрать дальнейшую стратегию действий, от официальных извинений до информирования об ответственности за распространение клеветы. В результате человек может быть подготовлен к самостоятельному удалению отзыва или замене его на хороший.
Обращение к администратору сайта с жалобой на конкретный отзыв. Иногда юристам стоит написать досудебную претензию, иногда достаточно отсутствия ответа от автора и прямых ссылок на допущенные нарушения правил публикации. С отдельными площадками такой способ в принципе невозможен и опасен.
Суд по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации с получением нужного решения - самый долгий способ, ведь такие процессы растягиваются в РФ не на один месяц. Используется в основном при отсутствии альтернативных вариантов, на практике крайне редко.
В случае, если сам автор и информационный ресурс не хотят идти навстречу, то возможны и иные сценарии нейтрализации негатива. Например, его выдавливание за пределы первой-второй страницы поисковой выдачи, публикация положительных отзывов для повышения рейтинга компании на площадке и другие способы управления репутацией.
Не рекомендуем связываться с теми, кто обещает быстрый результат, поскольку отвечать за хакерские атаки, накрутки и другие «черные» способы анонимы из даркнета явно не собираются. В результате вы рискуете репутацией бизнеса и, как минимум, пожизненной блокировкой официальных профилей компании на пострадавших площадках, а как максимум - стать подозреваемым по уголовному делу.
Негатив в отзывах иногда может играть даже на пользу вашему бренду. Обычно это происходит, когда негативный комментарий далек от адекватного. На фоне таких отзывов официальный ответ бизнеса должен выглядеть грамотным и спокойным. Помните, что не стоит даже стремиться к максимальным рейтингам, ведь 5,0 из 5 или 10,0 из 10 вызывают не симпатию, а обоснованные подозрения в накрутках.
Практические шаги по удалению отзывов
Дадим несколько лайфхаков в помощь тем, кто планирует работать с отзывами сотрудников самостоятельно и построить сильный бренд работодателя с безупречной репутацией, не наломав дров. Эта информация действительно может помочь вам в самый ответственный момент:
Зарегистрируйте заранее официальный аккаунт компании на всех крупных площадках с отзывами о работодателях - это расширит ваш инструментарий и число способов как реагировать на негатив
Никогда не нарушайте закон и правила сайта, всегда жалуйтесь на нарушения правил публикации отзывов - до 50% можно удалить быстро и бесплатно за формальные нарушения - оскорбления, неуместные фото, персональные данные и т.п.
Отзыв может быть удален, если модераторы усомнятся, что он написан реальным человеком - публично запросите у автора его ФИО, телефон и другую информацию, а при отсутствии ответа пишите в администрацию площадки
Продемонстрируйте готовность бизнеса выйти на контакт с человеком и пообещайте разобраться в ситуации - возможно, он поделится и другой важной информацией, а также удалит свой отзыв самостоятельно
Не торопитесь подавать в суд, в 95% случаев можно решить вопрос полюбовно с автором отзыва или сайтом в интернете - исковое заявление о защите своих прав стоит готовить, если другие способы ничего не дали.
Прежде чем написать свой ответ, вспомните, что его могут прочесть тысячи людей, среди которых потенциальные соискатели, способные помочь вам в развитии бизнеса. Тональность комментария к отзыву должна соответствовать принятому в компании tone of voice, учитывать правила площадки и общепринятые нормы делового общения. Даже если отзыв лживый и неправильный, то не стоит опускаться до взаимных упреков и, тем более, пытаться переубедить автора.
Зачем бывшие сотрудники пишут отзывы?
По оценкам специалистов репутационного агентства EpicCenter, львиную долю отзывов действительно пишут бывшие сотрудники, а не конкуренты или шантажисты. Преобладание негатива также объяснить легко: мало кому придет в голову тратить время на позитивные воспоминания после увольнения, а вот у недовольных сотрудников мотивация крайне высока.
Действующие сотрудники предпочитают не оставлять никаких отзывов, если только речь не идет об открытом конфликте. Для широкой аудитории плохие отзывы по умолчанию смотрятся правдоподобнее положительных, а комментариям бывших сотрудников доверяют больше, чем мнению нынешних. Те, кто уже не работают в компании могут:
высказать все, что они думают, уже не опасаясь увольнения и других санкций со стороны руководства
насолить непосредственному руководителю или коллегам, поставить их в неловкое положение перед высшим руководством
привлечь внимание к проблеме, донести на более высокий уровень информацию, которую блокировали в период работы.
Плохой отзыв бывает не слишком объективным, но глупо не обращать внимание на изложенную в нем информацию. Возможно, именно это сообщение позволит обнаружить причины куда более серьезных проблем. Рекомендуем всем руководителям использовать обратную связь от линейных сотрудников. А вот к «анонимкам» стоит относиться критически - они могут быть написаны как настоящими сотрудниками компании, так и конкурентами или различными провокаторами.
В любом случае, все это должно оставаться «внутренней кухней» вашего бизнеса и не должно создавать угрозы для бренда работодателя. Опубликованный на сайте негативный отзыв придется нейтрализовать. Удаление негатива - самый очевидный, но не самый эффективный способ защиты репутации. Иногда для этого требуется тонкая работа - SERM и т.п.
Создание положительной обратной связи
Важно работать с обратной связью от бывших сотрудников и не допускать перекоса в сторону негативных отзывов, жертвуя репутацией бизнеса. Как мы уже отмечали, у недовольных людей желание давать информацию в публичное пространство на порядок выше, чем у довольных. В результате у компании, где 90% персонала все устраивает, может быть равное количество положительных и отрицательных отзывов в интернете.
Проще всего решать эту проблему за счет целенаправленной работы с действующими сотрудниками и теми, кто собирается увольняться по причинам, не связанным с конфликтами. Обычно для этого достаточно попросить подходящего человека и сделать небольшой комплимент в виде букета цветов или коробки конфет. Всего несколько отзывов могут кардинально улучшить ситуацию с репутацией в интернете, при этом работодатель формально не нарушает никаких правил.
Быстро поставить эту работу на поток довольно сложно, но получить достойный рейтинг и множество уникальных мнений вполне реально за несколько месяцев. Расходы на данный проект окажутся заметно ниже, чем стоимость рискованной накрутки отзывов. И для самих сотрудников это не будет выглядеть плохо, ведь многие работодатели давно используют различные формы коммуникации с персоналом в момент ухода, например, финальное интервью.
Когда нужно обращаться в EpicCenter?
В этой статье наши специалисты по управлению репутацией подробно разобрали все возможные действия по нейтрализации угроз для бренда работодателя, включая удаление отзывов сотрудников с популярных площадок. Наша помощь может потребоваться на любом из этапов этой работы:
Постоянный мониторинг упоминаний в сети позволяет быстро обнаруживать появление новых угроз и экономит время на подготовку ответа
Профессиональный анализ и аудит отзывов способствуют безошибочному выбору наиболее подходящего и эффективного инструмента
Опыт взаимодействия с администрацией всех ключевых сайтов с отзывами дает возможность учитывать специфику каждого ресурса.
Мы умеем делать больше, чем готовы рассказать - убедитесь в этом сами! Достаточно прислать нам ссылку на нежелательный отзыв, чтобы работа над его удалением началась прямо сейчас. Оплата услуг агентства EpicCenter осуществляется только по факту их исполнения, мы даем гарантию, что отзывы сотрудников не появятся снова. Нам доверяют ведущие компании страны, и мы предоставляем персональные скидки и особые условия крупным клиентам. Воспользуйтесь нашим предложением уже сегодня!
Заказать услугу по удалению негатива
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности