Хорошая репутация в интернете и сильный бренд работодателя позволяют компании легко находить и привлекать на работу квалифицированных сотрудников. Не секрет, что сегодня более 60% соискателей просматривают отзывы на разных сайтах перед собеседованием или даже отправкой резюме. В данном случае любой негатив может повлиять на решение. Особенно, если у него есть несколько равнозначных предложений по поводу новой работы. Очевидно, что с негативными отзывами надо бороться, но важно подходить к этому с умом.Число клиентов, которым нужно удалить отзывы сотрудников с Antijob ru, Orabote и других сайтов, растет год от года. Мы в агентстве EpicCenter ожидаем, что такая тенденция сохранится и в будущем, ведь на рынке труда в России сегодня спрос на хороших специалистов существенно выше предложения, поэтому компании стремятся в глазах потенциальных сотрудников быть более привлекательными. Негативные отзывы и низкие рейтинги этому точно никак не способствуют.
Посещаемость любой из ведущих площадок с отзывами о работе превышает 1 млн уникальных пользователей в месяц, причем основная аудитория - образованные жители крупных городов. Комментарии появляются даже на сайтах с вакансиями, что напрямую влияет на число и качество полученных резюме. В результате организации с плохой репутацией вынуждены или переплачивать, или мириться с не самым высоким уровнем компетенций тех людей, которые приходят к нему на работу.
Имидж организации и ее репутация входят в топ-5 факторов, на которые люди обращают внимание прежде всего. В некоторых ситуациях негативные отзывы могут быть настолько токсичны, что для HR закрытие любой вакансии превращается в сущий ад. Например, так влияют отзывы о высокой текучке кадров, невыплате зарплат, плохих условиях труда, мошеннических действиях со стороны работодателя. Такое стоит удалять без особых раздумий, но все же трезвый анализ ситуации - всегда первый шаг к решению.
Зачем бывшие сотрудники в принципе пишут отзывы?
На практике репутационного агентства EpicCenter львиную долю негативных отзывов на таких сайтах пишут бывшие сотрудники. Негатив преобладает ровно по тем же причинам, что и в отзывах о товарах и услугах. Мало кому придет в голову тратить время на то, чтобы давать хороший фидбэк после увольнения, а вот у недовольных сотрудников мотивация может быть крайне высока.
Действующие сотрудники обычно предпочитают не оставлять своих отзывов, если только речь не идет о прямом конфликте. Важно понимать, что в глазах аудитории плохие отзывы по умолчанию смотрятся правдоподобнее положительных, а комментариям бывших работников доверяют больше, чем нынешних. Сам факт наличия в интернете специализированных сайтов может давать возможность тем, кто уже не работает в компании:
- высказать все, что они думают, уже не опасаясь увольнения и других санкций со стороны руководства
- насолить непосредственному руководителю или коллегам, поставить их в неловкое положение перед высшим руководством
- привлечь внимание к проблеме, донести на более высокий уровень информацию, которую блокировали в период работы
- поделиться реальным негативным опытом с широкой аудиторией.
Плохой отзыв может быть не слишком объективным, но глупо сразу удалять его и не обращать на него внимания. Возможно, именно это сообщение позволит обнаружить причины куда более серьезных проблем, которые раньше были не так очевидны. Рекомендуем всем руководителям использовать такой инструмент как обратную связь от линейного персонала.
А вот к «анонимкам» стоит относиться критически - они могут быть написаны как настоящими сотрудниками, так и конкурентами или различными провокаторами. Факты, содержащиеся в таких сообщениях, стоит проверить и иметь в виду, но нельзя принимать скоропалительных решений. Не исключено, что автор именно этого и добивался, или он попросту неверно оценивает реальную ситуацию.
В любом случае, все это должно оставаться «внутренней кухней» и не должно создавать угрозы для бренда. В противном случае, негативный отзыв придется удалять или нейтрализовать иначе. Удаление негатива - самый очевидный, но не самый эффективный метод защиты репутации.
Способы защиты репутации компании
Агентство EpicCenter использует только законные и этичные способы удаления негативных отзывов, не прибегая к взломам аккаунтов, шантажу и угрозам. Такой подход обеспечивает полную безопасность для клиентов компании, а конфиденциальность гарантирована специальным соглашением, которое подписывается одновременно с договором. По результатам анализа нового отзыва специалисты выбирают один из работающих алгоритмов:
- Прямое общение с автором публикации позволяет выявить его мотивы и выбрать дальнейшую стратегию действий, от официальных извинений до информирования об ответственности за распространение клеветы. В результате он может быть подготовлен к самостоятельному удалению отзыва или замене его на хороший.
- Обращение к администрации сайта с жалобой на конкретный отзыв. Иногда юристам желательно написать досудебную претензию, иногда достаточно отсутствия ответа от автора и прямых ссылок на допущенные нарушения правил публикации. С отдельными площадками такой способ в принципе невозможен и опасен.
- Суд по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации с получением нужного решения - самый долгий способ, ведь такие процессы растягиваются не на один месяц. Используется в основном при отсутствии альтернативных вариантов, на практике крайне редко.
В случае, если сам автор и информационный ресурс не хотят идти навстречу, то могут быть и иные сценарии нейтрализации негатива, помимо удаления. Например, его выдавливание за пределы первой-второй страницы поисковой выдачи, публикация положительных отзывов для повышения рейтинга на площадке и другие методы защиты.
Не рекомендуем связываться с теми, кто обещает быстрый результат, поскольку отвечать за хакерские атаки, накрутки и другие «черные» методы анонимы из даркнета явно не будут. В результате вы рискуете репутацией и, как минимум, пожизненной блокировкой официальных профилей компании на пострадавших площадках, а как максимум - визитом в суд уже в качестве ответчика.
Негатив в отзывах иногда может быть даже на пользу. Обычно это происходит, когда тональность комментария на сайте далека от адекватной, а также при переходе на личности вместо оценки компании. На фоне таких отзывов официальный ответ должен выглядеть грамотным и респектабельным, а удалять такой негатив точно не следует. Помните, что максимальный балл - не то, к чему стоит стремиться, ведь 5,0 из 5 или 10,0 из 10 вызывают не доверие, а лишь подозрения в накрутках.
Практические шаги по удалению отзывов
Удалять негатив надо не всегда, удалять нужно с умом. Дадим несколько лайфхаков в помощь тем, кто планирует работать с отзывами самостоятельно, построить привлекательный бренд, не наломав дров. Эта информация действительно может помочь вам в самый ответственный момент:
- Начните с анализа поисковой выдачи в Яндексе и Google по запросам с названием компании и отзывами сотрудников - этот нехитрый прием поможет выявить все возможные «болевые точки»
- Зарегистрируйте заранее официальный корпоративный аккаунт на всех крупных площадках с отзывами о работодателях - это расширит ваш инструментарий и число способов как реагировать на негатив
- Никогда не нарушайте закон и правила сайта, всегда жалуйтесь на нарушения правил публикации отзывов - до 50% можно удалять быстро и бесплатно за формальные нарушения - оскорбления, неуместные фото, персональные данные и т.п.
- Отзыв могут удалять, если модераторы усомнятся, что он написан реальным человеком - публично запросите у автора его ФИО, телефон и другую информацию, а при отсутствии ответа пишите в администрацию
- Продемонстрируйте готовность выйти на контакт с автором и пообещайте разобраться в ситуации - возможно, он поделится и другой важной информацией, а также удалит свой отзыв самостоятельно
- Не торопитесь подавать в суд, в 95% случаев можно решить вопрос полюбовно с автором отзыва или сайтом в интернете - исковое заявление стоит готовить, если другие способы ничего не дали.
Прежде чем написать свой ответ, вспомните, что его могут прочесть тысячи людей, среди которых потенциальные соискатели, способные помочь вам в развитии бизнеса. Тональность комментария должна соответствовать принятому в компании tone of voice, учитывать правила площадки и общепринятые нормы делового общения. Даже если отзыв лживый и неправильный, то не стоит опускаться до взаимных упреков и, тем более, пытаться переубедить автора.
Создание положительной обратной связи
Для любой компании важно работать с обратной связью от бывших сотрудников, но не менее важно не допускать перекоса в сторону негативных отзывов, ведь это является угрозой для бизнеса. Как мы уже отмечали, у недовольных людей желание давать информацию в публичное пространство на порядок выше, чем у довольных. В результате у компании, где 90% персонала устраивает все, может быть равно количество положительных и отрицательных оценок.
Проще всего решать эту проблему за счет взаимодействия с действующими работниками и теми, кто собирается увольняться по причинам, не связанным с конфликтами. Обычно для этого достаточно попросить подходящего человека и сделать небольшой комплимент в виде букета цветов или коробки конфет. Всего несколько отзывов могут кардинально улучшить ситуацию с репутацией в интернете, при этом работодатель формально не нарушает никаких правил.
Быстро поставить этот процесс на поток довольно сложно, но получить достойный рейтинг и множество уникальных мнений вполне реально за несколько месяцев. Расходы на данный проект будут заметно ниже, чем стоимость рискованной накрутки. И для персонала это не будет выглядеть плохо, ведь многие работодатели давно используют различные формы коммуникации в момент ухода, например, финальное интервью.
Этот инструмент хорошо подходит и для оценки реального положения дел, ведь в негативных отзывах может быть горькая, но правда, удалять которую бессмысленно. Известно немало реальных кейсов, когда создание сильного бренда компании в качестве работодателя потребовало принятия важных организационных и кадровых решений. Любому руководителю важно понимать, что удаление отзыва не отменяет проблем, которые привели к его появлению!
Когда нужно обращаться в EpicCenter?
В этой статье специалисты подробно разобрали все возможные действия по нейтрализации угроз для бренда работодателя, включая
удаление негативных отзывов с популярных площадок. Наша помощь может быть востребована на любом из этапов этой работы:
- Постоянный мониторинг упоминаний в сети позволяет быстро обнаруживать появление новых угроз на любом сайте и экономит время на подготовку ответа
- Профессиональный анализ и аудит отзывов способствуют безошибочному выбору наиболее подходящего инструмента и удалять практически все
- Опыт взаимодействия с администрацией всех ключевых сайтов с отзывами дает возможность учитывать специфику каждого ресурса.
Мы можем не только удалять. Мы умеем делать больше, чем готовы рассказать - убедитесь в этом сами! Целенаправленная деятельность по укреплению имиджа компании сделает ваш бренд более устойчивым к любым репутационным кризисам в настоящем и будущем.
Достаточно прислать нам ссылку на нежелательный отзыв, чтобы процесс его удаления начался прямо сейчас. Оплата услуг агентства EpicCenter осуществляется только по факту их исполнения, мы даем гарантию, что отзыв не появится снова. Нам доверяют ведущие компании страны, и мы предоставляем персональные скидки и особые условия крупным клиентам. Воспользуйтесь нашими предложениями уже сегодня!