Loading...
Создание репутации
Главная / Блог / Правовые аспекты удаления отзывов: что нужно знать

Правовые аспекты удаления отзывов: что нужно знать

В последние годы в России наметился тренд на ужесточение ответственности за любые действия, связанные с созданием и распространением информации в интернете. Если раньше виртуальное пространство находилось в правовом вакууме, то сегодня его использование в отдельных случаях признается отягчающим обстоятельством по целому ряду статей КоАП и УК РФ.
Существенно изменились нормы законодательства и судебная практика в части ответственности за клевету и распространение персональных данных. Все это позволяет защищать честь, достоинство и деловую репутацию, но судебное решение - не всегда лучшее и наиболее эффективное. Мы расскажем, почему не стоит удалять отзывы через суд, и что делать, если другого варианта нет.

Права и обязанности авторов отзывов

В Российской Федерации гарантирована свобода слова, поэтому каждый вправе делиться информацией и открыто выражать свое мнение, если эти действия не наносят ущерба другим лицам. Разумеется, любая публикация негативных отзывов всегда порождает определенный конфликт интересов, поскольку репутационный ущерб для адресата в таком случае неминуем. Не нужно быть юристом, чтобы понимать - писать плохие отзывы можно (и это вполне безопасно), но есть ряд ограничений.
Существующая статья 128.1 УК РФ «Клевета» предусматривает в качестве наказания до двух лет лишения свободы и крупный штраф. Под клеветой подразумевается распространение любых заведомо ложных сведений, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена также ответственность за оскорбление (статья 5.61 КоАП) в виде штрафа. В обоих случаях пострадавший также вправе потребовать компенсацию морального вреда.
Очевидно, что степень ответственности по статье Уголовного кодекса существенно выше, поэтому советуем обратить внимание на важные моменты. Судебная практика показывает, что наказание неотвратимо, если в суде одновременно доказано, что:
•   автор заведомо знал, что распространяемая им информация была ложной
•   для публикации использовался сайт или социальная сеть с неограниченным доступом
•   опубликованные данные носят порочащий характер, уже нанесли или могли нанести существенный ущерб репутации.
В отдельных случаях виновника можно привлечь по третьей или пятой частям указанной статьи, предусматривающих еще более суровое наказание. Интересно, что для возбуждения дела сегодня не нужен даже личный юрист и заявление пострадавшей стороны. С ходатайством может выйти, например, участковый или рядовой сотрудник полиции по результатам мониторинга соцсетей. Соответственно, по таким делам невозможны и мировые соглашения.
В рамках расследования правоохранители могут запрашивать у администрации площадки, где размещены порочащие честь и достоинство сведения, всю необходимую информацию для установления личности подозреваемого, включая регистрационные и технические данные. Удаление самого отзыва в таких случаях, как правило, производится незамедлительно. А вот для привлечения виновных за оскорбление все материалы придется собирать самостоятельно, здесь без юриста не обойтись.
И все же бояться писать негативные отзывы не стоит, важно лишь соблюдать несложные правила, которые позволят избежать претензий не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны модераторов:
1.    В тексте отзыва должен быть описан только ваш реальный опыт. Желательно, чтобы вы могли подтвердить факт покупки/трудоустройства/использования услуг
2.    Отзыв должен быть написан как оценочное суждение, а не утверждение, без оскорбительных, грубых эпитетов, слухов и домыслов, попыток унизить обидчиков
3.    По вопросам публикации фото и видео лучше заранее проконсультироваться с юристом, чтобы избежать исков по иным вопросам (например, защите авторских прав)
4.    Не стоит публиковать персональные данные сотрудников, руководителей компании без их согласия
5.    Ни в коем случае нельзя соглашаться на публикацию любых негативных отзывов от своего имени за деньги и другие бонусы.
Таким образом, только суд может признать любую информацию не соответствующей действительности, потребовать опровергнуть ее и привлечь к ответственности. Вероятность стать ответчиком в судебном процессе у автора отзыва довольно низкая, чаще всего конфликт заканчивается на этапе досудебной претензии - проверенного и эффективного инструмента борьбы с заказными отзывами.

Права и обязанности владельцев веб-ресурсов

Широкие полномочия в сфере регулирования информации в интернете по закону возложены на Роскомнадзор. Этот орган не только взаимодействует с владельцами сайтов, но и вправе попросту заблокировать конкретный ресурс на территории РФ, в том числе, по судебному решению, представлению прокуратуры и целому ряду других юридических оснований. Собственники сайтов с отзывами побаиваются Роскомнадзора и часто перестраховываются - это еще один ресурс в деле удаления негатива.
Политику в сфере управления контентом, правила публикации отзывов и другие внутренние положения каждый сайт определяет самостоятельно. В целом модераторы имеют право удалять отзывы по формальным критериям. Чаще всего они пользуются этим правом после официального запроса от заинтересованной компании с изложением сути претензий. Сложнее удалять отзывы с сайтов в интернете, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях.
Внушает оптимизм судебная практика: через суд владельцы веб-ресурса могут получить свою долю ответственности, если не захотят договариваться в досудебном порядке. Например, в 2023 году Верховный суд РФ постановил сервис «2ГИС» не только удалить отзыв о компании, но и оплатить все издержки и услуги юристов. Также по запросу судов компании обязаны раскрывать персональные данные лиц, опубликовавших негативную статью или отзыв.
Бывают случаи, когда владелец сайта идет на принцип и даже публикует переписку с просьбами удалить негативный отзыв и различными угрозами, но это скорее исключение, чем правило. В таких делах все стороны обычно заинтересованы погасить конфликт как можно скорее, на взаимоприемлемых условиях. Разумеется, писать претензии без грамотных юристов или специалистов репутационного агентства не стоит.
Наиболее распространенная и приятная для компании история - удаление негативного отзыва модераторами за нарушение правил публикации. Автор уведомляется об этом факте, а при попытке повторно разместить тот же текст может быть заблокирован за повторное нарушение. Впрочем, далеко не все сайты подходят к решению этого вопроса таким образом и предоставляют возможность оперативной связи с модераторами.
Заказать удаление отзывов
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете свое согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Законы и нормативные акты

Благодаря развитию этой отрасли права и ужесточению ответственности за нарушения в последние годы, сегодня в российских судах реально получить защиту чести, достоинства и деловой репутации, обеспечить неприкосновенность частной жизни. При наличии в компании специалистов с хорошим юридическим образованием в работе над удалением негативного отзыва можно также подготовить вполне обоснованные претензии по делам о:
•   Недобросовестной конкуренции
•   Публикации персональных данных без согласия граждан
•   Нарушении тайны переписки
•   Защите авторских и смежных прав.
Такие аргументы могут помочь достичь заявленных целей в досудебном порядке и в максимально сжатые сроки. Главная головная боль всех, кто решит воспользоваться своим правом на защиту от клеветы и обратиться в суд - это время. Такие дела с учетом права на апелляцию могут затянуться на месяцы и годы, а плохая статья или отзыв смогут уничтожать репутацию.
Интересно, что можно потребовать удаления отзыва с целью защиты персональных данных от имени физического лица - конкретного сотрудника компании. Если требование не удовлетворено, то подается жалоба в Роскомнадзор, а владелец сайта может быть оштрафован на сумму до 45 тысяч рублей по части 5 статьи 13.11 КоАП.
Статья 152 Гражданского кодекса РФ гарантирует право граждан на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Документ также гарантирует охрану любых изображений и частной жизни гражданина, а также описывает порядок действий в случае нарушений. Отдельные положения регулируют аспекты, связанные с размещением порочащих данных в сети интернет.
Свобода мысли и слова, а также запрет на цензуру в России гарантированы статьей 29 Конституции РФ. Эта же статья гарантирует право на производство, передачу и распространение информации любым законным способом. Таким образом, Основной закон дает возможность свободно делиться своим мнением на любых площадках, не нарушая права и законные интересы других лиц.

Практические рекомендации


Удалять негативные отзывы - наша работа уже много лет. За это время репутационное агентство EpicCenter получило немалый опыт взаимодействия с самыми разными сайтами и юридическими службами. Можем прямо сказать, что суд - это всегда крайняя мера, к которой стоит прибегать, когда все остальные возможности уже исчерпаны. Приведем лишь несколько аргументов:
1.    Судебные тяжбы даже в Москве растягиваются надолго, а ведь существует немало способов получить результат быстрее и эффективнее
2.    Гарантировать вероятность положительного решения на уровне, близком к 100%, не сможет ни один практикующий юрист
3.    В ряде случаев исполнение решений российских судов затруднено, ограничено или технически невозможно, приходится дополнительно обращаться в Роскомнадзор
4.    Требование о компенсации морального вреда удовлетворяются лишь частично, на небольшие суммы
5.    О процессе становится известно СМИ, создаются негативный инфоповод, расширяется охват нежелательной информации
6.    Компенсация оплаты услуг юристов возможна только в том случае, если виновник установлен, и с него можно взыскать необходимую сумму.
Но все же право играет свою немалую роль. Авторы отзывов и статей понимают степень возможной ответственности, сайты идут навстречу в попытке урегулировать ситуацию, а досудебные претензии и требования дают отрезвляющий эффект на все заинтересованные стороны. Мы рекомендуем учитывать возможности этого инструмента, а еще лучше - доверить работу опытным специалистам репутационного агентства EpicCenter.
Наши сотрудники умеют выстраивать диалог с потенциальными ответчиками таким образом, чтобы не доводить дело до суда, сэкономить ваше время, деньги и нервы. Услуга позволяет минимизировать репутационный ущерб, нанесенный за время нахождения статьи в открытом доступе. Наше дело правое - используются только белые, полностью легальные методы и точные, юридически выверенные формулировки.
Перед оказанием услуги с каждым клиентом EpicCenter подписывает юридически обязывающий договор о неразглашении, что позволяет обнулить множество рисков для компании.

Заключение

При работе с отзывами всем важно не забывать как про законодательные ограничения, так и про важные этические моменты. Обратная связь от клиента или сотрудника и диалог с ним быстро становятся достоянием гласности, поэтому бизнесу важно соблюсти выбранную тональность и подобрать правильные слова, чтобы выигрышно смотреться в глазах любого пользователя, который прочитает это.
Наличие в российском законодательстве целого ряда положений, обеспечивающих защиты деловой репутации, является важной сдерживающей мерой для публикации откровенной клеветы и оскорблений. При этом мы рекомендуем воздерживаться от судебных исков, ограничиваясь лишь угрозой их подачи. На практике это более эффективная мера, позволяющая получить желаемый результат быстро.
В сложных ситуациях лучше доверить защиту своей репутации профессионалам, способным удалять отзывы в сжатые сроки и на выгодных условиях. Репутационное агентство EpicCenter готово взять на себя всю рутину и гарантировать успех!

Статья была полезна?
Мы рады, что вам понравилось.
Быть может, вас интересуют какие-либо услуги или бесплатная консультация?
Оставьте свой контакт, мы с вами свяжемся)
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даёте согласие на обработку персональных данных
Хотите пообщаться с экспертом?
Оставьте заявку
Нажимая на кнопку "Заказать" вы даёте согласие на обработку персональных данных
или пишите сразу в мессенджер
Контакты:
Контакты
Пн.-Пт. с 10:00 до 19:00
Время работы
zakaz@epiccenter.ru
Контакты:
Адрес:
Форма обратной связи
Нажимая на кнопку "Отправить" вы даёте согласие на обработку персональных данных
109386, Москва, Краснодарская, 28/15
Почтовый адрес:
109386, Москва, а/я 11, Эпик центр