В Российской Федерации гарантирована свобода слова, поэтому каждый вправе делиться информацией и открыто выражать свое мнение, если эти действия не наносят ущерба другим лицам. Разумеется, любая публикация негативных отзывов всегда порождает определенный конфликт интересов, поскольку репутационный ущерб для адресата в таком случае неминуем. Не нужно быть юристом, чтобы понимать - писать плохие отзывы можно (и это вполне безопасно), но есть ряд ограничений.
Существующая статья 128.1 УК РФ «Клевета» предусматривает в качестве наказания до двух лет лишения свободы и крупный штраф. Под клеветой подразумевается распространение любых заведомо ложных сведений, наносящих ущерб чести, достоинству и деловой репутации. Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена также ответственность за оскорбление (статья 5.61 КоАП) в виде штрафа. В обоих случаях пострадавший также вправе потребовать компенсацию морального вреда.
Очевидно, что степень ответственности по статье Уголовного кодекса существенно выше, поэтому советуем обратить внимание на важные моменты. Судебная практика показывает, что наказание неотвратимо, если в суде одновременно доказано, что:
• автор заведомо знал, что распространяемая им информация была ложной
• для публикации использовался сайт или социальная сеть с неограниченным доступом
• опубликованные данные носят порочащий характер, уже нанесли или могли нанести существенный ущерб репутации.
В отдельных случаях виновника можно привлечь по третьей или пятой частям указанной статьи, предусматривающих еще более суровое наказание. Интересно, что для возбуждения дела сегодня не нужен даже личный юрист и заявление пострадавшей стороны. С ходатайством может выйти, например, участковый или рядовой сотрудник полиции по результатам мониторинга соцсетей. Соответственно, по таким делам невозможны и мировые соглашения.
В рамках расследования правоохранители могут запрашивать у администрации площадки, где размещены порочащие честь и достоинство сведения, всю необходимую информацию для установления личности подозреваемого, включая регистрационные и технические данные. Удаление самого отзыва в таких случаях, как правило, производится незамедлительно. А вот для привлечения виновных за оскорбление все материалы придется собирать самостоятельно, здесь без юриста не обойтись.
И все же бояться писать негативные отзывы не стоит, важно лишь соблюдать несложные правила, которые позволят избежать претензий не только со стороны правоохранительных органов, но и со стороны модераторов:
1. В тексте отзыва должен быть описан только ваш реальный опыт. Желательно, чтобы вы могли подтвердить факт покупки/трудоустройства/использования услуг
2. Отзыв должен быть написан как оценочное суждение, а не утверждение, без оскорбительных, грубых эпитетов, слухов и домыслов, попыток унизить обидчиков
3. По вопросам публикации фото и видео лучше заранее проконсультироваться с юристом, чтобы избежать исков по иным вопросам (например, защите авторских прав)
4. Не стоит публиковать персональные данные сотрудников, руководителей компании без их согласия
5. Ни в коем случае нельзя соглашаться на публикацию любых негативных отзывов от своего имени за деньги и другие бонусы.
Таким образом, только суд может признать любую информацию не соответствующей действительности, потребовать опровергнуть ее и привлечь к ответственности. Вероятность стать ответчиком в судебном процессе у автора отзыва довольно низкая, чаще всего конфликт заканчивается на этапе досудебной претензии - проверенного и эффективного инструмента борьбы с заказными отзывами.