В обоих случаях важны все три составляющие: высокий уровень компетенций у специалистов, достаточное техническое обеспечение в виде IT-решений и других инструментов, а также необходимый практический опыт. Если чего-то не хватает, то риски для репутации компании или медийной персоны существенно возрастают, а реализация обойдется дороже и будет дольше.
Например, если не используются профессиональные системы мониторинга упоминаний, то людям приходится делать это вручную, что приводит к увеличению времени обнаружения и возможности пропустить важные для репутации события. Например, негативный отзыв уже соберет большой охват, а компания только узнает о его существовании и не успеет принять меры. Еще сложнее обстоит дело с квалификацией сотрудников - любая грубая ошибка может навредить еще намного сильнее, чем простое бездействие или сам первоначальный отзыв.
Когда репутацию бренда доверяют собственному отделу маркетинга, то бизнес также теряет время, поскольку на выработку решения и взаимодействие со сторонними сайтами уходят часы, дни и целые недели, в то время как репетиционные агентства имеют отлаженные бизнес-процессы, и точно знают, что делать и с кем контактировать в той или иной ситуации. В результате ущерб для репутации компании клиента сводится к нулю.
Основным инструментом SERM является SEO-оптимизация, позволяющая менять поисковую выдачу для улучшения репутации в глазах пользователей сети. С ORM ситуация сложнее, и, помимо того же SEO, используется целое множество других решений:
- Использование систем постоянного мониторинга упоминаний в сети
- Формирование системы получения и отработки обратной связи в виде отзывов и комментариев в блогах, социальных сетях
- Проведение различных опросов, социологических исследований и интервью
- Создание и управление контентом различных типов на всевозможных сайтах в интернете
- Партизанский маркетинг, проведение посевов и продвижение положительных инфоповодов
- Аудит репутации, SWOT-анализ, определение основных угроз и точек роста
- Оптимизация внутренних бизнес-процессов для улучшения качества обслуживания, ключевых характеристик продукта
- Продвижение личного бренда руководителя, бренда компании в качестве работодателя
- Публикации с упоминанием компании в средствах массовой информации для повышения узнаваемости бренда.
Это далеко не все инструменты, которые используют люди, занимающиеся ORM. Каждый проект можно считать по-своему уникальным, а иногда в него могут быть вовлечены сотрудники едва ли не всех существующих подразделений компании. Подобный подход позволяет использовать даже негативные отзывы во благо своего бизнеса, делать компанию сильнее и конкурентоспособнее.
Сотрудники EpicCenter с удовольствием расскажут вам, почему удалять отзывы необходимо далеко не всегда, в каких случаях клиент сам поменяет негативный на положительный, и стоит ли стимулировать людей публично делиться своим мнением в сети. Все эти рекомендации основаны на сотнях успешных кейсов наших клиентов, включая продвижение в социальных сетях, поисковых системах и на маркетплейсах.