Защита от фейковых отзывов - проблема, которая стоит на повестке дня уже не первый год. Многие крупные компании сталкиваются с подобным давлением, и не всегда находят верное решение. В качестве «авторов» полностью вымышленных и не соответствующих действительности историй могут выступать:
- Прямые конкуренты - в таком случае мы имеем дело с классическим «черным пиаром». Вероятность стать его жертвой зависит от сферы деятельности компании, но в целом доля заказных отзывов от «коллег» по бизнесу постепенно снижается.
- Реальные клиенты - это может быть как «потребительский терроризм», так и желание отомстить компании или отдельным сотрудникам. Иногда таким образом сводят даже личные счеты с бывшим мужем, знакомым или соседом по даче.
- Бывшие сотрудники - еще один пример написания негативных отзывов из мести. Такие отзывы довольно опасны, поскольку человек знаком с внутренней кухней и может вынести что-то на публику, а сам отзыв трудно отличить от настоящего.
- Вымогатели - в интернете активизировались мошенники, публикующие фейковые отзывы о разных компаниях в расчете на получение денег за их удаление. Иногда для этого даже создают специальные сайты.
В любом случае компании нужна грамотная защита от фейковых отзывов, но иногда только опытному специалисту под силу выработать верную стратегию и определиться с инструментами. Иногда такие отзывы необходимо срочно удалять, иногда проще проигнорировать - это зависит от множества факторов. В обязательном порядке проводится оценка доверия к отзывам, их токсичности и правдоподобности.
Говоря про актуальные проблемы и вызовы в управлении отзывами, нельзя не вспомнить о большой разнице в мотивации у довольных и недовольных клиентов. В итоге, если все пустить на самотек, то даже 5-10% недовольных клиентов напишут столько же (или больше) отзывов, чем 90% довольных. И что с этим делать?
Агентство EpicCenter давно помогает клиентам внедрять эффективную стратегию получения положительной обратной связи. В общих чертах это выглядит так:
- Клиентов можно попросить оставлять отзывы о компании просто так или за некий бонус (скидка, кэшбек, подарок, баллы программы лояльности, денежное вознаграждение)
- Процесс публикации отзыва должен быть прост, быстр и удобен - например, отправка сообщения или публикация поста с прямой ссылкой, QR-коды на видном месте и т.д.
- От клиента напрямую не требуется оставить именно положительный отзыв, достаточно просто высказать свое мнение.
Такой подход сегодня используют даже многие банки, торговые сети, туроператоры и другие крупные компании. Стимулирование реальных клиентов не запрещено правилами ни одного из крупных отзовиков и специализированных отраслевых сайтов. Более того, некоторые еще и устраивают коллаборации с заказчиками и перечисляют клиентам бонусы самостоятельно. Подобная практика распространена и на маркетплейсах, причем там она признается одной из лучших для раскрутки нового товара.
На выходе заказчик на постоянной основе начинает получать множество разнообразных отзывов от своих реальных клиентов при сравнительно небольших расходах, даже по сравнению с нынешними ценами на накрутку. Самое главное, что отсутствует всякий риск блокировки страницы с отзывами за нарушение правил, растет и оценка доверия к отзывам со стороны читателей.
Удалять - не удалять? Для профессионалов вопрос давно не стоит таким образом. Есть четкие критерии, когда это делать нужно, а когда нет. Удалению безусловно подлежат грубые, токсичные, угрожающие репутации фейковые отзывы. Нельзя удалять любые тексты, написанные реальными клиентами и повествующие о реальной проблеме. Появление таких публикаций можно и нужно предотвратить, либо отработать с обратной связью уже по факту появления. Проявите клиентоориентированность, пойдите навстречу человеку, и он сам удалит или изменит отзыв на положительный. Это всегда будет быстрее, дешевле и эффективнее, чем удалять!